Психология буддизма. Чистая природа человека и чувство вины

golden-buddhaПонятие чистой изначальной внутренней природы занимает центральное место в буддийском учении о психологии личности. Где западная психология идет от места повреждения и болезни, буддийская психология начинает  с места целостности и совершенства.

Однажды монах, ремонтируя  крупные трещины в статуе Будды, пристально вглядываясь в него, заметил золотое отражение. Когда глина со статуи была удалена, свету открылся ныне всемирно знаменитый Золотой Будда.

Эта метафора вновь открывают для нас нашу основну – добро. Золотой Будда представляет нашу истинную, неизменную природу. Глина и грязь, которая покрывала статую так долго представляет  тревогу, страх и неуверенность в себе, которая часто отравляет нашу повседневной жизни.

Чтобы осознать и признать наши внутреннее добро мы должны сначала удалить слои всего того, что скрывает нас от самих себя. Первый шаг в этом процессе  - это развитие определенного чувства  сострадания к самому себе. Это само-сострадание исходит из понимания того, что мы на самом деле чувствуем в данный момент: страх, тревогу, ненависть к себе, неуверенность. Следует признать эти чувства в себе и  изучать, что является их мотивацией. Понимание нашей мотивации является неотъемлемой частью перехода от состояния болезни к состоянию здоровья.

Западная психология основывается на модели причинности, насквозь «промазанной» чувством вины. Мы часто довольно быстро  готовы взвалить вину на себя или кого-то вне нас – родителей, воспитателей, супругов, партнеров и даже эфемерные бессознательные мотивы, предложенные психодинамической моделью Фрейда.

Буддийская психология, напротив, основывается на личной ответственности. Вместо того чтобы искать  чью-то вину, будь то внутреннюю или внешнюю, как импульс нашего бедствия, буддизм просит нас прежде всего присутствовать в нашем опыте и нашей реакции на него, а затем заглянуть внутрь, чтобы найти его источник.  Как только мы признаем наши чувства, и себя, а не кого-то  «другого»,   источником этих чувств, мы можем избавиться от инерции, которую они создают. Мы больше не поймны в непродуктивную динамику вины и защиты, но признаем себя хозяевами своих чувств,  и тем самым освобождаемся от  повседневной тирании, которую мы могли бы в противном случае наложить на себя.

Этот признание себя хозяином является высшей свободой. Это освобождает нас от ловушки обвинения себя и других, которая держит нас застрявшими  в  дисфункциональных мыслях и бесплодных моделях поведения. Да, это мы создаем тюрьму, но и ключ от нее тоже находится в наших руках.

авторcкие права защищены

No tags for this post.